Каталог статей /

Экономика России :: Транспорт

Экономика России · Структура экономики · Экономическое деление · История · ВВП России · Обрабатывающая промышленность · Добывающая промышленность и природные ресурсы · Сельское хозяйство · Строительство · Рыбохозяйственный комплекс · Финансы · Транспорт · Телекоммуникации · Туризм · Социальная сфера · Экономические и таможенные союзы · Внешнеэкономические отношения · Торговля · Инвестиции · Малое и среднее предпринимательство · Инновации · Крупные межотраслевые государственные проекты · Доходы населения · Трудовые ресурсы · Основные фонды экономики · Цены · Критика экономической политики · Рейтинги и прогнозы · Близкие статьи · Официальный сайт · Литература · Примечания · Видео «Экономика России»


Подробнее: Транспортная система России

Транспортная система России характеризуется развитой транспортной сетью, одной из наиболее обширных в мире и включающей в себя свыше 120 тыс. км железных дорог, 1 млн км автомобильных дорог, 230 тыс. км магистральных трубопроводов, 100 тыс. км речных судоходных путей. На транспорт приходится 5,8 % российского ВВП.

Огромные пространства и суровый климат предопределили первостепенное значение для России всепогодных видов наземного транспорта — железнодорожный и трубопроводный. На них падает базовый объём грузовой работы. Водный транспорт играет в России значительно меньшую роль из-за короткого навигационного периода. Роль автомобильного транспорта в общем грузообороте в связи с крайне незначительными средними расстояниями перевозок (в пределах городов и пригородов, в карьерах открытых разработок полезных ископаемых, на лесовозных дорогах в районах лесозаготовок и т. д.) также невелика, несмотря на то, что им перевозится больше половины грузов.

В 2010 году грузооборот транспорта составил 4,75 трлн тонно-км, из которых на железнодорожный транспорт пришлось 42 %, трубопроводный — 50 %, автомобильный — 4,1 %, морской — 2,1 %, внутренний водный — 1,1 %, воздушный — 0,1 %.

Пассажирооборот транспорта общего пользования в 2010 году составил 484 млрд пассажиро-километров, из них на воздушный транспорт пришлось 30 %, автобусный — 29 %, железнодорожный — 29 %, метрополитен — 9 %. Устойчивой тенденцией последних лет является повышение доли воздушного транспорта (рост по сравнению с 2000 годом почти в 3 раза) и снижение доли железнодорожного транспорта.

Железнодорожный транспорт

Подробнее: Железнодорожный транспорт в России

По данным за 2010 год, общая протяжённость эксплуатационной длины железнодорожных путей составляет 124 тыс. км, в том числе 86 тыс. км — общего пользования, 38 тыс. км — необщего пользования (на территориях предприятий и в местах разработки полезных ископаемых). Из них 75 300 км электрифицированных. Россия занимает 1-е место в мире по протяжённости электрифицированных железных дорог и 2-е место в мире по общей протяжённости железных дорог (после США).

В России в качестве основного стандарта ширины железнодорожной колеи принята ширина 1520 мм. На острове Сахалин в силу исторических причин ширина колеи составляет 1067 мм. В европейской части страны железнодорожная сеть имеет радиальный вид и относительно высокую плотность, железные дороги сходятся к Москве. В азиатской части железнодорожная сеть имеет широтное простирание и небольшую плотность.

Насчитывается около 20 тыс. локомотивов, более чем 550 тыс. грузовых и около 70 тыс. пассажирских вагонов. В 2007 году объём перевозок грузов по железным дорогам общего пользования составил 1,34 млрд т, не общего пользования — 3,68 млрд т; грузооборот железных дорог общего пользования составил 2090 млрд.т.км, не общего пользования — 33,8 млрд.т.км; объём перевозок пассажиров (без метрополитена и трамвая) — 1282 млн чел., пассажирооборот составил 175 млрд пасс.км.

Управление железными дорогами осуществляет Федеральное агентство железнодорожного транспорта России. Хозяйственные функции на подавляющем большинстве железных дорог принадлежат ОАО «Российские железные дороги», которое является одной из крупнейших транспортных компаний в мире.

Важнейшая железнодорожная артерия — Транссибирская магистраль. Основное строительство — Амуро-Якутская магистраль. Планируется также реализация совместного проекта России, Украины, Словакии и Австрии по строительству железной дороги с колеёй 1520 мм от украинской границы по территории Словакии до Вены. Осуществление этого проекта позволит ускорить развитие транспортных связей между Евросоюзом, странами СНГ и Китаем.

Автомобильный транспорт

Общая длина автомобильных дорог в России превышает 1 млн км (данные за 2010 год), по сравнению с 2000 годом их длина увеличилась на 12 %. Из них 786 тыс. км с твёрдым покрытием. По протяжённости автомобильных дорог Россия занимает 10 место в мире. Плотность автодорожной сети составляет 59 км на 1000 км.

В России происходит активный рост автомобилизации населения. Если в 2000 году число легковых автомобилей составляло 20 млн, то к 2010 году их число выросло до 34 млн. В 2008 году в стране было продано 2,9 млн легковых автомобилей (5-е место в мире). Среднегодовой темп роста российского автомобильного рынка в 1998—2008 годах составлял 13 %. Количество официально зарегистрированных в стране автомобилей на 2010 год достигло 40 млн, из них грузовых 5,4 млн. Уровень автомобилизации в России составил в 2009 году 270 автомобилей на 1000 жителей (при том в Москве — 350 автомобилей, во Владивостоке — 500, Красноярске — 400)..

Грузооборот автомобильного транспорта в 2006 году составил 199 млрд т. км, пассажирооборот автобусного транспорта — около 126 млрд пасс. км, значительная часть пассажирооборота осуществляется на личном автотранспорте.

Важнейшая автомобильная трасса — широтная цепь автодорог «Беларусь» — «Урал» — «Байкал» — «Амур» — «Уссури». Основной проект — Скоростная автомагистраль Москва — Санкт-Петербург.

Число дорожно-транспортных происшествий составляет в год около 200 тыс., в которых погибают примерно 27 тыс. человек (в основном по вине самих водителей), ущерб от всех ДТП равняется около 2,5 % ВВП. В 2010 году приводилась оценка экспертов, что за последние 5 лет ущерб российской экономики от ДТП составил 5,5 трлн рублей, что сопоставимо со всеми расходами на здравоохранение за тот же период. При этом число погибших на 100 тыс. автомобилей является одним из самых низких в странах СНГ и в последние годы сокращается. С 2004 по 2011 год число погибших в ДТП снизилось на 19 % при росте автомобильного парка за тот же период на 35 %.

Воздушный транспорт

Подробнее: Воздушный транспорт России

На территории России, в государственном реестре аэропортов на 2010 год насчитывалось 232 аэропорта, 71 из них являются международными.

В России действуют 46 авиакомпаний различных форм собственности, из них 11 компаний являются крупными, с объёмом перевозок более 1 миллиона пассажиров в год.

На 2006 год зарегистрировано около 5,6 тысяч гражданских воздушных судов.

Грузооборот авиатранспорта в 2006 году составил 2,9 млрд т. км, пассажирооборот — 93,9 млрд пасс. км.

Минтранспорта РФ ожидает роста авиаперевозок в 2010 г. на 14-15 % (или 3-4 % по отношению к докризисному 2008 году). Рост авиаперевозок в течение последнего десятилетия в большей части обусловлен ростом экономики государств — участников СНГ, не смотря на то, что в большей части он ещё имеет восстановительный характер. По прогнозам, объёмы авиаперевозок могут восстановиться к советскому уровню 1990 года в 2012—2015 годах.

Крупнейшие проекты — реконструкция аэропортов Сочи (к Зимней Олимпиаде 2014), Ростов-на-Дону (к Чемпионату Мира по футболу 2018), Емельяново; развитие путей сообщения столичных аэропортов с городом; строительство аэропортов Иркутск-Новый и Омск-Фёдоровка. Последние реализованные проекты — реконструкция аэропортов Пулково, Владивосток, Казань; региональные самолёты Sukhoi Superjet 100.

Крупнейшие аэропорты России по пассажирообороту, тыс. человек
Аэропорт Город Код ИКАО Код ИАТА 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 1990 1970-е–1980-е
1. Домодедово Москва UUDD DME 30 800 28 200 25 701 22 250 18 676 20 438 18 755 15 370 13 960 16 600 [3]
2. Шереметьево Москва UUEE SVO 29 256 26 188 22 555 19 330 14 764 15 066 14 040 12 764 12 128 11 000 [4]
3. Пулково Санкт-Петербург ULLI LED 12 854 11 155 9 611 8 444 6 758 7 071 6 139 5 103 4 654 10 000 [5] 10 000 [6]
4. Внуково Москва UUWW VKO 11 180 9 699 8 200 9 460 7 730 7 923 6 790 5 131 3 619 14 000 [7] 5 500 [8]
5. Кольцово Екатеринбург USSS SVX 4 293 3 783 3 355 2 749 2 169 2 529 2 345 1 765 1 567
6. Толмачёво Новосибирск UNNT OVB 3 750 3 267 2 766 2 262 1 804 2 109 1 874 1 657 1 647
7. Пашковский Краснодар URKK KRR 2 900 2 599 2 511 2 086 1 571 1 609 1 390 1 220
8. Адлер Сочи URSS AER 2 428 2 120 2 086 1 920 1 571 1 530 1 340 1 213 1 365 2 279
9. Уфа Уфа UWUU UFA 2 218 1 919 1 689 1 500 1 227 1 340 1 180 995
10. Курумоч Самара UWWW KUF 2 168 1 890 1 740 1 571 1 306 1 392 1 200 1 130 1 040
11. Хабаровск-Новый Хабаровск UHHH KHV 2 089 1 884 1 596 1 464 1 180 1 096 988 928 852
12. Емельяново Красноярск UNKL KJA 2 065 1 900 1 632 1 275 956 1 001 1 320 1 160 1 123
13. Ростов-на-Дону Ростов-на-Дону URRR ROV 1 851 1 875 1 716 1 440 1 138 1 250 1 035 728 684
14. Владивосток-Кневичи Владивосток UHWW VVO 1 853 1 624 1 457 1 263 989 1 004 924 896
15. Казань Казань UWKD KZN 1 847 1 487 1 227 959 676 700 535 479 1 650 [9]
16. Иркутск Иркутск UIII IKT 1 569 1 400 1 257 1 079 855 1 042 1 020 895 807
17. Минеральные Воды Минеральные Воды URMM MRV 1 473 1 280 967 888 702 760 604 666
18. Рощино Тюмень USTR TJM 1 420 1 235 1 084 968 785 905 862 760 1 500
19. Храброво Калининград UMKK KGD 1 314 1 188 1 229 1 024 1 357 1 925 1 204 732 311
20. Сургут Сургут USRR SGC 1 310 1 150 1 201 1 050 925 1 013 954 832

Речной транспорт

Подробнее: Речной транспорт России

Длина внутренних водных судоходных путей — 200 тыс. км.

На Европейской территории России ещё в годы СССР была создана единая глубоководная транспортная система (ЕГТС), путем соединения бассейнов Волги, Дона, Москвы-реки, Невы, Северной двины, Ладожского озера, Онежского озера системой судоходных каналов:

  • Беломорско-Балтийский канал;
  • Канал имени Москвы;
  • Волго-Донской канал;
  • Волго-Балтийский водный путь.

Единая глубоководная система имеет выходы в Черное море, Белое море, Балтийское море и Каспийское море. ЕГТС имеет возможность транзитного пропуска судов класса река-море из одного морского бассейна в иной. Благодаря ЕГТС России выход к мировому океану имеют внутриконтинентальные государства (в прошлом — республики СССР): Азербайджан, Казахстан, Туркменистан. На ЕГТС имеется не имеющий аналогов в мире круизный речной пассажирский флот. Грузовые перевозки выполняются сухогрузными судами и буксирным флотом. Умеренно-континентальный климат ЕТР обуславливает стабильное количество осадков, что благоприятно сказывается на уровнях воды в ЕГТС в течение всей навигации. Дополнительно осуществляется регулирование уровня воды системой водохранилищ. Равнинный характер местности ЕТР способствует ровному течению рек и сохранению больших глубин без существенных дноуглубительных работ. Навигация в южных бассейных ЕГТС длится в среднем с апреля по ноябрь, а в северных - с мая по октябрь.

В Азиатской части России речной транспорт имеет первостепенное значение на Северных территориях со слабо развитой дорожной сетью. Однако сибирские реки: Обь, Енисей, Лена и их притоки чрезвычайно сложны для судоходства. Резко-континентальный климат с достаточно большим зимним количеством осадков и жесточайщими летними засухами обуславливает мощные паводки и очень низкие меженные уровни. Так как Сибирские реки текут с Юга на Север идущий с верховьев паводок догонят ледоход в нижних течениях, что не даёт возможность полностью использовать для судоходства «большую воду». Создает трудности и гористый рельеф. Скрости течения многих рек очень высоки, что сильно затрудянет прохождение перекатов. Например, на Енисее Казачинский порог труднопроходим для большинства судов поэтому на нем используется вспомогательная туерная тяга. Навигая на реках Сибири сравнительно короткая: в верховьях - только в период паводка (май-июнь), в средних течениях - май-сентябрь, в низовьях - июнь-начало октября.

На 2006 год зарегистрировано около 6,5 тыс. речных грузовых и 600 речных пассажирских и грузопассажирских судов.

Грузооборот на внутренних водных путях в 2006 году составил 58 млрд т. км, пассажирооборот — 0,6 млрд пасс. км.

Морской транспорт

Подробнее: Морской транспорт России

В 2009 г. объём перевалки грузов через порты в РФ увеличился на 9 %.

Открыта линии трансатлантических морских грузоперевозок по маршруту Гуаякиль (Эквадор) — Панамский канал — Роттердам — Бремерхафен — Санкт-Петербург (проект «Экубекс»). Это первый прямой трансокеанский маршрут грузовых перевозок между Россией и Латинской Америкой.

Крупнейшие морские порты России
Порт Грузооборот,
млн тонн (2007)
Новороссийск 113,4
Приморск 74,2
Санкт-Петербург 59,5
Мурманск 24,6
Восточный 21,6
Туапсе 19,5
Высоцк 16,5
Находка 13,4
Де-Кастри 11,3
Владивосток 10,0

Общая перевалка грузов в российских морских портах в 2007 году составила примерно 451 млн т. (2005 году — 405 млн т.), основная доля (свыше половины) грузов составляет нефть и нефтепродукты.

На 2006 год зарегистрировано около 173 тыс. грузовых морских судов и около 6 тыс. пассажирских и грузопассажирских.

Грузооборот морского транспорта в 2006 году составил 48 млрд т. км. пассажирооборот — 0,03 млрд пасс. км.

Крупнейшее строительство — развитие порта Усть-Луга.

В 2011 году в порту Усть-Луга было перевалено 22,74 млн тонн различных грузов, что в 1,9 раз превышает показатели 2010 года.

Крупнейшие морские порты России
Порт Грузооборот,
млн тонн (2012)
Грузооборот,
млн тонн (2013)
Динамика

за 2007-2013 гг., в %

1 Новороссийск 117,4 112,6 -0,71 %
2 Приморск 74,8 63,8 -14,02 %
3 Усть-Луга 46,6 62,7 в 7,8 раза
4 Санкт-Петербург 57,8 58,0 -2,52 %
5 Восточный 42,5 48,3 в 1,2 раза
6 Мурманск 23,7 31,4 +27,64 %
7 Ванино 20,3 23,8 в 1,4 раза
8 Находка 16,9 18,4 +37,31 %
9 Туапсе 17,8 17,7 -9,23 %
10 Высоцк 13,6 16,2 -1,82 %
11 Владивосток 13,2 14,5 +45 %
12 Ростов-на-Дону 11,1 10,8 +56,33
13 Де-Кастри 7,4 7,0 -38,05 %

Грузооборот морских портов России за 2012 год увеличился на 5,6 % по сравнению с 2011 годом и составил 565,5 млн.т. Грузооборот морских портов России за 2013 год увеличился на 3,9% по сравнению с 2012 годом и составил 589,0 млн.т. В то же время, прирост грузооборота с 2007 года увеличился на четверть.

Трубопроводный транспорт

Подробнее: Трубопроводный транспорт России

В России действует крупная сеть нефте- и газопроводов, снабжающих топливом экономику России, и, кроме этого, ведущих в Западную Европу, Турцию, Юго-Восточную Азию. По данным на 2010 год, длина магистральных трубопроводов составляет 233 тыс. км, в том числе газопроводов — 168 тыс. км, нефтепроводов — 49 тыс. км, нефтепродуктопроводов — 16 тыс. км. Грузооборот трубопроводного транспорта в 2006 году составил 1154 млрд т. км. Российская государственная компания Транснефть владеет крупнейшей в мире системой магистральных нефтепроводов, по которой прокачивается более 90 % российской нефти. Крупным оператором трубопроводного транспорта также является государственная компания Газпром.

Основные действующие трубопроводы: БТС-I, БТС-II, Дружба, Ямал — Европа, Уренгой — Помары — Ужгород, Восточный нефтепровод, Каспийский трубопроводный консорциум, Северный поток, Джубга — Лазаревское — Сочи, Сахалин — Хабаровск — Владивосток

Строится газопровод Бованенково — Ухта. Проектируются газопроводы Южный поток, Алтай, Якутия—Хабаровск—Владивосток и Прикаспийский газопровод, нефтепроводы , Мурманский нефтепровод и Заполярье-Пурпе-Самотлор.



Экономика России до Иудейской Революции 17года

О настоящих законах природы читай в книгах академика Николая Викторовича Левашова http://levashov.ws/books.html Знай ...
26:16 мин.

Видео «Экономика России»


  • Russian to English Russian to German Russian to French Russian to Spanish Russian to Italian Russian to Japanese

Информация на сайте из открытых источников. Основа ВикипедиЯ. | Пожалуйста, внимательно прочитайте эту страницу!