Каталог статей /

Экономика России :: Критика экономической политики

Экономика России · Структура экономики · Экономическое деление · История · ВВП России · Обрабатывающая промышленность · Добывающая промышленность и природные ресурсы · Сельское хозяйство · Строительство · Рыбохозяйственный комплекс · Финансы · Транспорт · Телекоммуникации · Туризм · Социальная сфера · Экономические и таможенные союзы · Внешнеэкономические отношения · Торговля · Инвестиции · Малое и среднее предпринимательство · Инновации · Крупные межотраслевые государственные проекты · Доходы населения · Трудовые ресурсы · Основные фонды экономики · Цены · Критика экономической политики · Рейтинги и прогнозы · Близкие статьи · Официальный сайт · Литература · Примечания · Видео «Экономика России»


Закон о монетизации льгот

В 2005 году вступил в силу федеральный закон № 122 от 22 августа 2004 года («О монетизации льгот»), по которому многие ранее действовавшие льготы были заменены денежными компенсациями. Он вызвал критику со стороны оппозиции и массовые протесты.

Стабилизационный фонд

В 2003 году был создан Стабилизационный фонд. В 2005 году Путин заявил: «Стабфонд создаётся для того, чтобы удержать макроэкономические показатели, не разрушить экономику, с тем чтобы не взлетали цены, с тем чтобы удержать инфляцию и чтобы все эти условия позволили нам решать социальные задачи в той системе отсчётов, в которой мы сейчас живём и развитие которой мы планируем». 31 января 2006 года Путин заявил, что «если бы не было Стабилизационного фонда, думаю, что Центральному банку не удалось бы выйти на тот параметр инфляции, который мы сегодня имеем по прошлому году — 10,9 %. Она была бы больше». Концепция и проект Федерального закона РФ «О стабилизационном фонде» подготовлены в институте Гайдара

Критики из газеты «Советская Россия» негативно относились к его концепции. По их мнению, средства стабфонда следовало израсходовать на социальные нужды и развитие экономики.

В феврале 2008 года Стабфонд был разделён на два фонда: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

30 сентября 2010 года президентом Д. А. Медведевым подписан федеральный закон «О внесении изменений в бюджетный кодекс российской федерации и иные законодательные акты РФ» 245-ФЗ, согласно которому формирование обоих фондов приостановлено до 1 января 2014 года. На этот же срок Правительство получает право принимать решения о направлении средств обоих фондов на финансирование дефицита федерального бюджета (Статья 6 закона). При этом от Правительства нет необходимости вносить соответствующие изменения в закон о федеральном бюджете (утверждается Государственной Думой и Советом Федерации РФ). Приостанавливается обязательство Правительства отчитываться перед Государственной Думой и Советом Федерации РФ о поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, формировании и использовании средств обоих фондов (предусмотрены соответствующие квартальные и годовые формы отчётности).

Роль нефти и газа в экономике

Как одна из крупнейших в мире нефтегазодобывающих стран, Россия получает значительные доходы от использования своих ресурсов. Добыча нефти и природного газа составляет 7 % ВВП России (данные за 2011 год). На нефть и природный газ приходится 44 % объёма экспорта товаров (по данным за август 2012 года).

Часть из нефтегазовых доходов изымаются в бюджетную систему страны в виде налогов и сборов. При этом степень изъятия менялась со временем. Так, в ходе масштабной налоговой реформы, осуществлённой в России в 2000-х годах, была радикально изменена система налогообложения сырьевого сектора: проведена перенастройка механизма экспортных пошлин и введён налог на добычу полезных ископаемых, что позволило увеличить долю нефтегазовой ренты, улавливаемой государственным бюджетом, с менее чем с 40 % в 2000 году до 84 % в 2005 году.

При этом сегодня свыше 98 % всех налогов за пользование природными ресурсами и 100 % всех доходов от внешнеэкономической деятельности (включая экспортные пошлины на нефть, нефтепродукты и т. п.) идут в федеральный бюджет, а не в региональные. Поэтому доля «сырьевых» доходов в федеральном бюджете относительно высока по сравнению с той же долей в консолидированном бюджете (включает кроме федерального все бюджеты регионов и бюджеты государственных внебюджетных фондов). Так, если федеральный бюджет 2008 года на 50 % состоял из нефтегазовых доходов, то аналогичный показатель для консолидированного бюджета того же года — чуть более 30 %.

Изменение мировых цен на нефть является одним из множества факторов, влияющих на рост российской экономики. Рост мировых цен на нефть имеет как положительное влияние на российскую экономику, так и отрицательное. Рост цен оказывает положительно влияние на состояние платёжного баланса, увеличивая стоимостный объём экспорта. Также рост цен как правило положительно влияет на динамику российского фондового рынка.. При этом экономисты отмечают, что рост цен на нефть оказывает укрепляющее давление на курс рубля, вызывая увеличение объёма денежной массы и возникновение монетарной инфляции. Это в определённой мере сказывается на снижении конкурентоспособности отечественных производителей, поскольку импорт по понятным причинам дешевеет.

Существуют различные оценки роли изменения нефтяных цен на экономический рост в России.

После распада СССР в 1990-е гг. роль НТК в экономике России заметно выросла, в 1999 году на долю НТК приходилось 12 % промышленного производства России и 3 % занятых в нём. В докладе, подготовленном рядом экономистов, отмечалось, что повышение роли НТК в экономике страны для неспециалистов и ряда политиков являлось поводом, чтобы говорить об усилении монотоварной сырьевой ориентации экономики России, о превращении её в своего рода «банановую республику»

В 2000-е годы зависимость состояния экономики России от нефтяных цен снизилась, в частности, благодаря созданию Стабилизационного фонда. В 2003 году журнал «Эксперт» писал, что слишком сильная связь российского экономического роста с нефтяными ценами является заблуждением. Журнал привел подсчеты МВФ, согласно которым вклад нефтяных цен — это не более 40 % российского роста, остальные 60 % — результат роста внутреннего рынка. По оценке Минэкономразвития, вклад нефтяных цен в рост ВВП России в 2007 году составил 1,4 % из 8,1 %.

Научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин отмечает, что в различные периоды влияние роста цен на нефть было разным. Также экономисты отмечают, что сейчас рост российской экономики достаточно устойчив к возможному изменению нефтяных цен. Ведь сверхдоходы от нефти более чем наполовину уходят из экономики и накапливаются в государственных резервных фондах, то есть стерилизуются, и в целом влияние роста цен минимально, поскольку большая часть избыточных средств, поступающая от нефти, отправляется непосредственно в резервные фонды.

Ряд журналистов, политиков и экономистов придерживаются мнения о сильной «сырьевой» зависимости экономики России. Ссылаясь на Институт экономического анализа, журнал «Экономист» в 2008 году писал, что доля нефти и газа в ВВП России увеличилась более чем вдвое с 1999 года, и к середине 2008 года составила более 30 %.. По мнению Игоря Шувалова, высказанному в январе 2010 года, после экономического кризиса 2008 года сырьевая зависимость российской экономики усилилась..

Прочее

Издание «The Economist» в мае 2008 года писало, что нефтяная промышленность России сталкивается с проблемами. Также говорилось, что в 2000-х Россию захлестнул поток нефтедолларов, давший России больше влияния на политической арене и замаскировавший экономические проблемы..

2012 году журнал The Economist высказывал мнение, что экономика России нуждается «в смещении баланса в сторону новых компаний, малых предприятий, услуг и обрабатывающей промышленности», но «коррупция, слабая защищенность прав собственности, налоговая система, засилье бюрократии и отсутствие правопорядка делают такое развитие практически невозможным».

  • Russian to English Russian to German Russian to French Russian to Spanish Russian to Italian Russian to Japanese

Информация на сайте из открытых источников. Основа ВикипедиЯ. | Пожалуйста, внимательно прочитайте эту страницу!