Каталог статей /

Москва :: Транспорт

Москва · Физико-географическая характеристика · История · Награды · Органы власти · Административно-территориальное деление · Официальная символика · Население · Экономика · Транспорт · Наука · Образование · Общество · Культура и искусство · Физкультура и спорт · Архитектура и достопримечательности · Средства массовой информации · Почётные граждане города · Мероприятия, проводимые в Москве · Москва в произведениях искусства · Города-побратимы · Примечания · Литература · Официальный сайт ·


Подробнее: Общественный транспорт Москвы

Москва — крупнейший транспортный узел страны. Город находится в самом центре паутины железных дорог и федеральных автомагистралей. Объём пассажирских перевозок в Московском транспортном узле по оценке на 2013 год составляет 11,5 млрд человек. Внутри города развиты многие виды общественного транспорта, с 1935 года работает метрополитен; общественным транспортном осуществляется 76 % пассажирских перевозок.

Железнодорожный транспорт

Ленинградский вокзал  — старейший вокзал Москвы, был построен в 1849 году для обслуживания  Николаевской железной дороги
Ленинградский вокзал — старейший вокзал Москвы, был построен в 1849 году для обслуживания Николаевской железной дороги

Железнодорожная сеть в Москве представлена десятью основными направлениями с девятью вокзалами (с восьми вокзалов — Белорусский, Казанский, Курский, Киевский, Ленинградский, Павелецкий, Рижский, Ярославский осуществляется как пригородное, так и дальнее сообщение, один вокзал — Савёловский — обслуживает только пригородные перевозки), Московской окружной железной дорогой, несколькими соединительными ветвями и рядом ответвлений, в основном однопутных, относительно небольшой длины, основная часть из которых полностью находится в черте города.

Все железные дороги Москвы относятся к Московской железной дороге, кроме Ленинградского направления, относящегося к Октябрьской железной дороге, которая тоже входит в Московский железнодорожный узел, имеет при том ССВ с некоторыми направлениями Московской железной дороги. При этом цены и правила оплаты проезда в пригородных электропоездах одинаковы на всех направлениях без исключения, согласно правилам Московской железной дороги.

В 1990-е — 2000-е годы ряд железнодорожных веток, обслуживавших промышленные предприятия, был закрыт в связи с выводом этих предприятий из города или серьёзным сокращением объёмов производства.

Общая протяжённость железных дорог в пределах города — 394,7 км. Пригородные поезда, связывающие вокзалы Москвы с населёнными пунктами Московской и близлежащих областей, играют существенную роль и во внутригородских перевозках. Крупным проектом по развитию пассажирского железнодорожного сообщения в Москве является организация пассажирского движения на Малом кольце Московской железной дороги.

Аэропорты

Терминал аэропорта Домодедово
Терминал аэропорта Домодедово

Подробнее: Московский авиационный узел

На территории Москвы находятся международные аэропорты Внуково и Остафьево. Также жители и гости города пользуются услугами других международных аэропортов, расположенных на территории Московской области: Домодедово, Чкаловский, Шереметьево.

Добраться до аэропортов можно не только на автотранспорте, но и воспользовавшись экспрессами, отправляющимися с железнодорожных вокзалов: Киевского — до аэропорта Внуково, Белорусского — до аэропорта Шереметьево и Павелецкого — до аэропорта Домодедово.

В городе действовал аэровокзал, но в тоже время с начала XXI века он, по факту, утратил свое прямое назначение: его помещения были сданы арендаторам под торговые площади. По состоянию на 2009 год, в здании аэровокзала действуют лишь кассы по продаже железнодорожных и авиабилетов.

Автомобильный транспорт

Подробнее: Автомобильные пробки в Москве

Москва является центром сети федеральных автомагистралей различных направлений, которые соединяют столицу с административными центрами субъектов Российской Федерации и городами сопредельных государств.

В самой Москве имеется развитая транспортная инфраструктура, содержащая в частности три транспортных кольца: Садовое, Третье транспортное и Московская кольцевая автомобильная дорога, планируется строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) в Подмосковье для разгрузки города от транзитного транспортного потока.

Начиная с 1990-х годов Москва столкнулась с острой транспортной проблемой. В Москве продолжается бурный рост автомобильного парка; если в 2000 году в городе насчитывалось 2,6 млн автомобилей, то 2012 году — уже 4,5 млн (свыше 380 автомобилей на 1000 жителей); ожидаемый показатель среднегодовой рост до 2020 года — 4 %. Увеличился также объём грузовых перевозок автомобильным транспортом в городе; в год через Москву перевозится около 10 млрд т грузов, из них около 4 млрд т приходится на транзитные грузоперевозки. Значительный рост автопарка привёл к возникновению большого количества дорожных заторов. Правительство города предприняло ряд попыток разрешить проблему пробок путём дорожного строительства. Так, была реконструирована кольцевая автодорога, построено Третье транспортное кольцо, в 2008 году началось строительство Четвёртого кольца, но транспортная проблема остаётся неразрешённой. По мнению властей, решению транспортной проблемы способствуют и меры административного характера — в частности, вводимое с июля 2012 года существенное повышение штрафов за нарушение правил парковки, ввод платы за парковку на улицах центральной части города.

Также остаётся нерешённой проблема недостаточного количества парковок. Ранее были попытки введения платных парковок на городских улицах, но в тоже время 10 сентября 2008 года было принято решение, согласно которому автомобили можно парковать вдоль обочин бесплатно. Платными остались парковки на вокзалах, в аэропортах и в нескольких специально выделенных зонах городского центра. Для решения проблемы в жилых районах была организована программа «Народный гараж», однако её реализация затягивается. В 2012 году к проекту организации платных парковок решено было вернуться. Летом 2013 года стали появляться платные парковки внутри Бульварного кольца, с конца 2013 года зона платной парковки расширилась до Садового кольца, а к июню 2014 года планируется расширить зону платного паркинга до Третьего транспортного кольца, включая придомовые территории (дворы). Стоимость парков сперва составляла 40 рублей за час парковки и начала повышаться относительно каждого «кольца» города. Для круглосуточной бесплатной парковки можно приобрести абонемент, а для жителей домов, которые живут в домах в зонах платной парковки, предусмотрены льготные условия.

Наземный городской транспорт

В Москве действует разветвлённая сеть уличного общественного транспорта: маршрутов автобусов, троллейбусов, трамваев, маршрутных такси, которые перевозят около 12 миллионов пассажиров ежедневно. Некоторые маршруты работают круглосуточно.

В начале ХХ века в Москве быстро развивалась трамвайная сеть — в начале 1930-х годов она охватывала оба Бульварное и Садовое колька и все соединяющие их улицы, были проложены линии и на окраины. После открытия в 1935 году первых линий метрополитена были сняты трамвайные линии, совпадающие с ними по направлению. Более радикальные изменения произошли в 1940-х годах, когда некоторые трамвайные маршруты были заменены на троллейбусные и убраны от Кремля. К 1960—1970-х годах были ликвидированы линии в западной части города и разорваны «трамвайные кольца». С начала 1980-х годов строительство новых линий почти не велось. Последней в 1981-82 годах была построена линия в Строгино. С середины 1990-х началась новая волна снятия трамвайных линий и закрытие депо, в основном прилегающих к центру. С 2010-х началось частичное восстановление некоторых линий.

Общественный транспорт часто вынужден стоять в общих пробках, но на крупных магистралях создаются выделенные полосы. В июле 2009 года выделенная полоса открыта на Волоколамском шоссе, в 2011 году на Щёлковском шоссе, Ярославском шоссе, проспекте Андропова и Ленинградском проспекте, идёт подготовка по запуску на Севастопольском проспекте. Происходит так же обновление подвижных составов троллейбусов и автобусов - они становятся низкополыми для того, чтобы в них удобнее было проезжать инвалидам и людям с колясками. С 2014 года в наземном общественном транспорте разрешен провоз велосипедов.

Не такое широкое распространение, как маршрутные такси, в городе получили официальные службы обычного такси; тем не менее, при необходимости поймать машину в городе не представляет большой затруднения, поскольку у многих оживлённых мест в городе дежурят так называемые «частники».

Московский метрополитен

Подробнее: Московский метрополитен, Программа развития Московского метрополитена

Станция « Маяковская », одна из самых красивых в Московском метрополитене
Станция «Маяковская», одна из самых красивых в Московском метрополитене

С 15 мая 1935 года в Москве работает метрополитен, являющийся главным средством передвижения в пределах столицы. В среднем московское метро перевозит 6,824 млн пассажиров в день (по данным за 2013 год). Это пятая по годовому пассажиропотоку система метро в мире и первая в Европе. Общая протяжённость линий Московского метрополитена — 320,9 км, большая часть пути и станций находится под землёй. По протяжённости линий Московский метрополитен занимает шестое место в мире.

Всего в московском метро 194 станции и 12 линий, включая линию лёгкого метро. Многие станции метро являются памятниками архитектуры.

С 2004 года работает монорельсовая дорога, эксплуатация которой ведётся силами ГУП «Московский метрополитен».

Начиная с 2009 года линии метрополитена начали выходить за пределы МКАД. Первая станция, построенная на территории Московской области, стала «Мякинино». С присоединением к Москве новых территорий в 2011 году реализуются планы по развитию метрополитена в Новой Москве: проектируется ветка «Улица Новаторов» — «Столбово».

С 2011 года ведутся работы по прокладке Третьего пересадочного контура — нового кольцевого маршрута Московского метрополитена. К концу 2016 года будут введены в строй порядка 30 станций, дополнительно планируется ввести ещё около 40 станций к 2020 году.

Речной транспорт

Северный речной вокзал
Северный речной вокзал

Благодаря системе каналов, построенных в составе Великих строек коммунизма, Москва с советских времён была известна как «порт пяти морей» — Балтийского, Белого, Каспийского, Азовского и Чёрного (что, однако, некорректно, поскольку, используя исключительно внутренние водные пути, из Москвы можно попасть только в четыре моря из перечисленных — в Чёрное море кратчайший судоходный путь из Москвы пролегает через Азовское море). От Северного и Южного речных вокзалов ходят круизные теплоходы, соединяющие Москву с Санкт-Петербургом, Астраханью, Ростовом-на-Дону и другими городами России. Также осуществляются перевозки по Химкинскому водохранилищу, пригородным линиям. В период навигации на Москве-реке работают несколько маршрутов речного трамвая.

Грузовые причалы имеются в Северном, Западном и Южном речных портах. Грузовые речные перевозки по Москве-реке в основном обеспечивают доставку различных насыпных грузов строительного характера; в Южном порту имеется крупный контейнерный терминал.

Велосипедный транспорт

По статистике, в Москве более 3,5 миллионов велосипедов. Однако первая велодорожка появилась в столице только в 2011 году. К 2013 году протяженность велотрасс достигла 100 километров, включая в себя многокилометровые маршруты такие как от улицы Барклая через парк «Фили» до станции метро «Крылатское» (8 км) и от парка «Музеон» до Парка Победы (16 км). Летом работают городские велопрокатные станции, спонсируемые «Банком Москвы», а так же частные прокатные службы.

  • Russian to English Russian to German Russian to French Russian to Spanish Russian to Italian Russian to Japanese

Информация на сайте из открытых источников. Основа ВикипедиЯ. | Пожалуйста, внимательно прочитайте эту страницу!