Каталог статей /

Россия :: Культура и искусство

Россия · Происхождение названия · История · Государственное устройство · Внешняя политика · Проблемы внутренней безопасности · Вооружённые силы · Физико-географическая характеристика · Население · Экономика и финансы · Транспорт и связь · Здравоохранение · Образование · Наука · Культура и искусство · СМИ · Спорт · Примечания · Литература · Официальный сайт · Видео «Россия»


Подробнее: Культура России

Россия — с учётом многонационального характера её населения — отличается высокой степенью этнокультурного многообразия. Важнейшим фактором развития русской материальной и духовной культуры было воздействие православия, и, кроме этого, разнообразных форм язычества — исповедовавшихся в различные периоды местными жителями, и существенное внешнее влияние, в частности, монголо-татарское и западноевропейское. Соответствующее многообразное наследие в той или иной мере прослеживается практически во всех формах национального искусства.

Литература

Подробнее: Русская литература, История русской литературы

До нашего времени дошло определённое количество памятников древнерусской литературы религиозного или повествовательного характера, среди них наиболее известны «Повесть временных лет», «Слово о законе и благодати», «Память и похвала русскому князю Владимиру», «Житие Феодосия Печерского», «Сказание о Борисе и Глебе», «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника», «Задонщина», «Повесть о житии Александра Невского» и многие другие. Активно развивалась переводная литература. Появлялись отдельные образцы эпистолярного жанра, к примеру «Послание Климента Смолятича пресвитеру Смоленскому Фоме». В XVI столетии появляется такая жемчужина эпистолярного жанра, как переписка царя Иоанна Васильевича Грозного с князем Курбским. Тогда же через польское посредство постепенно начинается знакомство с западной литературой. Народное творчество представлено самобытным жанром былины и сказками.

Светская литература появилась в России только в XVII веке. Первое известное произведение этого рода — «Житие протопопа Аввакума» (несмотря на название, его нельзя назвать в традиционном смысле «житием», поскольку оно было написано самим Аввакумом, канонические жития писались только после смерти святого). Тогда же, с заимствованием из польской литературы силлабического принципа стихосложения, зарождается и русская поэзия. Наиболее известные представители русской силлабической поэзии — Симеон Полоцкий и Сильвестр Медведев.

В XVIII веке в России появляется плеяда светских писателей и поэтов. Среди них — поэты и писатели Тредиаковский, Кантемир, Ломоносов, Державин, Карамзин; драматурги Сумароков и Фонвизин. Доминирующим художественным стилем литературы в то время был классицизм. На смену ему приходит сентиментализм.

Среди наиболее известных писателей и драматургов России XIX и XX веков: Гоголь, Достоевский, Тургенев, Толстой, Чехов, Горький, Булгаков, Бунин, Набоков, Платонов, Астафьев и многие другие.

Среди наиболее известных поэтов этой эпохи были: Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Кольцов, Фет, Тютчев, Некрасов, Блок, Есенин, Маяковский, Цветаева, Пастернак, Ахматова, Бродский, Высоцкий и многие другие.

Пять российских поэтов и писателей были удостоены Нобелевской премии по литературе: Бунин (1933, в эмиграции), Пастернак (1958), Шолохов (1965), Солженицын (1970) и Бродский (1987, в эмиграции).

Изобразительное искусство

  • Иконопись. Русская иконопись унаследовала традиции византийских мастеров. В то же время на Руси зародились свои традиции. Русские иконы не были простой имитацией, но имели свой собственный стиль, а такие мастера, как Андрей Рублёв, Даниил Чёрный, Симон Ушаков и прочие, подняли уровень иконописи на новые высоты. Богатое собрание икон находится в Третьяковской галерее.
Картина  Васнецова  « Богатыри », 1898.
Картина Васнецова «Богатыри», 1898.
  • Живопись. Первые реалистические портреты появляются в России в XVII веке, в середине — конце XVIII века в России появляются такие крупные живописцы, как Левицкий и Боровиковский. Российская живопись с того времени следовала общемировым тенденциям.
  • Выдающиеся художники первой половины XIX века: Кипренский, Брюллов, Иванов, Айвазовский. В живописи преобладает академическое направление, которое в работе Иванова «Явление Христа народу» или Брюллова приближается к совершенству.
  • Вторая половина XIX века — расцвет реалистической живописи. Передвижники развивают в живописи направление критического реализма, их работы часто наполнены социальной тематикой. Наиболее известный художник критического реализма Репин. К концу XIX века в России развиваются тенденции, родственные Французскому импрессионизму. Не порывая с реалистическим направлением, художники становятся более свободными и виртуозными в своих приёмах, что наиболее ярко воплотилось в работах Серова.
  • В начале XX века художники России ведут активный поиск новых выразительных форм, формируется множество новых направлений, к примеру, символизм (Врубель), декоративные направления, соответствующие модному стилю «модерн», авангардное искусство (Кандинский, Малевич).
  • В середине и конце XX века приобрели широкую известность художники И. Грабарь, А. Рылов, Н. Крымов, И. Бродский, Б. Иогансон, С. Герасимов, М. Фейгин, З. Серебрякова, В. Стожаров, Ю. Васнецов, Е. Моисеенко, П. Кончаловский, Д. Жилинский, В. Орешников, Г. Ряжский, Т. Яблонская, К. Юон, В. Мешков, А. Пластов, Н. Ромадин, П. Оссовский, С. Чуйков, А. Дейнека, М. Сарьян, Ф. Решетников, А. Мыльников, Н. Нестерова, Б. Ряузов, О. Филатчев, О. Верейский, Э. Браговский, Э. Окас, Я. Ромас, В. Алфеевский.

Архитектура

Подробнее: Русская архитектура

Храм Василия Блаженного  — архитектурный символ России
Храм Василия Блаженного — архитектурный символ России
Бурятский театр оперы и балета
Бурятский театр оперы и балета

Русская архитектура, с одной стороны, развивала национальные традиции в первую очередь деревянного зодчества, с иной стороны, в каменных и кирпичных культовых постройках следует за традицией, корни которой были установлены ещё в Византии, а после в Восточном Славянском государстве Киевская Русь. После падения Киева, российская архитектурная история продолжалась в княжествах Владимира-Суздаля, и Новгороде, и последующих государствах — Русского Царства, Российской империи, Советского Союза, и современной Российской Федерации. Для ряда наиболее ответственных построек в Кремле и для постройки самого Московского Кремля привлекались итальянские архитекторы. Оригинальные русские национальные тенденции в культовом строительстве укоренялись медленно, поскольку шли вразрез с религиозными канонами. После реформ Петра Первого русская архитектура развивалась вполне в русле европейской. Централизация государственной власти свойственная России вела к унификации архитектурного стиля, довольно часто по прямому указанию императора.

  • Религиозные постройки. На территории России располагается огромное количество религиозных построек (христианских, мусульманских, буддистских, иудаистских, индуистских и др.). Они построены в разных, порой, необычных архитектурных стилях.
  • Гражданская архитектура. Гражданская архитектура России за свою историю прошла несколько этапов. До революции развитие архитектуры соответствовало тенденциям других стран: строились постройки в стиле классицизма, барокко и прочие. С развитием советского государства в России появился архитектурный стиль конструктивизм, оказавший влияние на дальнейшее развитие архитектуры в мире.
Эпохи гражданской архитектуры СССР получили названия от фамилий правителей страны: сталинские дома, брежневские хрущёвки. С приходом советской власти стиль построек изменился — они стали более монументальными. Однако впоследствии при решении задач улучшения жилищных условий граждан СССР была сделана ставка на массовость застройки. В результате чего архитектура позднего СССР лишилась различных декоративных архитектурных элементов, таких как лепнина.
В настоящее время наряду с типовыми проектами для строительства массового жилья применяются и индивидуальные проекты жилых домов.

Исторический центр Санкт-Петербурга, комплекс церквей в Кижах, Московский Кремль и Красная площадь, исторические памятники Новгорода, крепость Нарын-кала в Дербенте являются важнейшими архитектурными достопримечательностями России, включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Музыка

Подробнее: Русская музыка, Музыка СССР

Русская музыка включает в себя богатое музыкальное наследие российских государств. Это понятие объединяет творчество русских и советских композиторов XVI—XX веков, русский музыкальный фольклор, русский романс, популярную музыку советского и постсоветского периода, русский рок, творчество бардов.

  • Знаменное пение. Наиболее известные композиторы: Василий Рогов, Фёдор Крестьянин (Христианин) и Иван Нос.
  • Русская народная музыка. Наиболее известные исполнители: Надежда Плевицкая, Лидия Русланова, Фёдор Шаляпин, Ольга Воронец, Людмила Зыкина, Евгения Смольянинова и прочие.
  • Симфоническая музыка. Россия является родиной многих композиторов, ставших признанными классиками жанра симфонической музыки. Среди них Алябьев, Глинка, Бородин, Мусоргский, Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Прокофьев, Стравинский, Шостакович, Свиридов, Денисов, Губайдулина, Щедрин, Шнитке и многие другие. Также, неоценимый вклад в развитие внесли такие музыканты, как Ойстрах, Ростропович, Башмет и другие.
  • Русский романс. Наиболее известные композиторы: Алябьев, Варламов, Гурилёв, Глинка, Даргомыжский, Бородин, Мусоргский, Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов. В советское время: Свиридов, Шапорин, Шостакович, Прокофьев и другие.
  • Российская поп-музыка. Наиболее известные исполнители: Алла Пугачёва, Валерий Леонтьев, Муслим Магомаев, Эдита Пьеха, Иосиф Кобзон, София Ротару, Лев Лещенко, Юрий Антонов, Филипп Киркоров, Дима Билан и другие.
  • Авторская песня. Жанр авторский песни возник в СССР в середине XX века. Выразительными средствами и отличительными являются смысловая и качественная нагрузка на поэтический текст, напевность, естественность, мелодичность и гармоническая функциональность музыкального материала; настроение доверительного общения; камерность исполнения; идеалистическая направленность.
    Наиболее известные исполнители: Александр Галич, Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Александр Городницкий, Юрий Визбор, Юлий Ким, Галина Хомчик и др.
  • Русский рок — собирательное обозначение русскоязычной рок-музыки, создаваемой и исполняемой (вначале в СССР, далее в России, также в иных странах) русскоязычными авторами и исполнителями, музыкантами и музыкальными группами. Изначально русский рок формировался под большим влиянием западной рок-музыки, и, кроме этого, русской авторской песни, исполняемой как правило под акустическую гитару.
    Наиболее известные группы: «Машина времени», «Воскресение», «Аквариум», Nautilus Pompilius, «Кино», «Алиса», «Агата Кристи», «Ария», «Кипелов», «Чиж & Co», «ДДТ», «Звуки Му», «Гражданская оборона», «Король и Шут», «НАИВ», «Би-2».
  • Русский рэп — русскоязычная песня, которая записана в стиле рэп. Первые исполнители этого жанра появились у нас во второй половине восьмидесятых. Наиболее известные из них: Bad Balance, Богдан Титомир и «Мальчишник». Также русский рэп наиболее близок к политическому хип-хопу, и проповедует растафарианство. Русский рэп часто смешивают с рок-музыкой.
  • Русский шансон. Российский (советский) музыкальный жанр, поэтизирующий быт и нравы уголовной среды, изначально рассчитанный на среду заключённых и лиц, близких к преступному миру. Со временем в жанре блатной музыки стали писаться песни, которые выходят за рамки криминальной тематики, но в тоже время сохраняют её характерные особенности (мелодия, жаргон, повествование, мировоззрение). C 1990-х годов блатную песню в российской музыкальной индустрии продвигают под наименованием «русский шансон» (имеются одноимённая радиостанция и музыкальная премия).

Театр и кинематограф

Русские средневековые актёры скоморохи известны с XI века. Среди них были музыканты, певцы, танцоры, шутники, дрессировщики диких животных.

Театр в современном понимании появился в России благодаря иностранцам. Начало его связано с именами царя Алексея Михайловича и боярина Матвеева. Театральное дело, заглохшее с кончиной Алексея Михайловича, было возобновлено Петром I. Он желал сделать театр выразителем своих побед, но его немецкие комедианты оказались для этого дела малопригодны. Вообще Пётр был недоволен современным ему репертуаром. Он желал, чтобы пьесы шли на русском языке и потому хотел иметь комедиантов преимущественно из Польши, а не из Германии. Театральное дело развивалось также и в провинции. Так, 1705 годом датируются первые упоминания о театральных представлениях в Тобольске, где пропагандистом театра выступал местный митрополит Филофей.

Со смертью Петра Первого театральное искусство в России вновь начинает увядать. Дворцовые спектакли стали весьма редким явлением. Со вступлением на престол императрицы Анны Иоанновны возобновились придворные спектакли, маскарады и прочие увеселения. В дворцовых спектаклях принимала участие петербургская знать. В царствование Елизаветы Петровны музыкальное и театральное дело очень выросло. 30 августа 1756 года состоялся указ об учреждении русского театра в Петербурге (ныне Александринский театр). Екатерина II придавала театру высокое воспитательно-образовательное значение, но по большей часть русский театр того времени оставался благонравным развлечением, в котором балеты, оперы и драматические представления играли одинаковую роль.

Кадр из фильма « Оборона Севастополя »
Кадр из фильма «Оборона Севастополя»

Уже в апреле 1896 года, через 4 месяца после первых парижских кинематографических сеансов, в России появляются первые кинематографические аппараты. 4 (16) мая 1896 состоялась первая в России демонстрация «синематографа Люмьера» в театре петербургского сада «Аквариум» — публике были показаны несколько фильмов в антракте между вторым и третьим действиями водевиля «Альфред-Паша в Париже». В мае Камилл Серф осуществляет первые в России документальные кинематографические съёмки торжеств в честь коронации Николая II. Кинопоказы быстро стали модным развлечением, постоянные кинотеатры начали появляться во многих крупных городах России. Первый постоянный кинотеатр открылся в Санкт-Петербурге в мае 1896 года на Невском проспекте.

Первые российские художественные ленты представляли собой экранизации фрагментов классических произведений русской литературы («Песнь про купца Калашникова», «Идиот», «Бахчисарайский фонтан»), народных песен («Ухарь-купец») или иллюстрировали эпизоды из российской истории («Смерть Иоанна Грозного», «Пётр Великий»). В 1911 году на экраны выходит первый в России полнометражный фильм «Оборона Севастополя», совместно поставленный Ханжонковым и Гончаровым.

3 советских и 1 российский фильм получили премию Оскар в категории «Лучший фильм на иностранном языке»:

  • «Война и мир» (1967) Сергея Бондарчука
  • «Дерсу Узала» (1975) Акиры Куросавы (совместное производство СССР и Японии)
  • «Москва слезам не верит» (1981) Владимира Меньшова
  • «Утомлённые солнцем» (1994) Никиты Михалкова

Первый российский мультфильм «Пьеро — художники» киноведы датируют 1906 годом, снят балетмейстером Мариинского театра Александром Ширяевым.

Советская мультипликация известна во всём мире, отличается пастельными тонами, духовностью, добротой и учебной составляющей. На самых известных студиях СССР и России (Союзмультфильм, Центрнаучфильм, Киевнаучфильм) сняты тысячи мультфильмов. Мультфильм «Ёжик в тумане» Юрия Норштейна в 2003 году в Токио был признан лучшим мультфильмом всех времён и народов по результатам опроса 140 кинокритиков и мультипликаторов разных стран.

Декоративно-прикладное искусство

Народные былины, сказки, характерные для народов, населяющих Россию, донесли до нас народную мудрость из глубин веков.

Частушка — короткая русская народная песня, как правило юмористического содержания, передаваемая обычно устно. Частушка является элементом фольклора. Особенное развитие изустное творчество получает в областях, запрещённых цензурой.

Художественные промыслы в России формировались на основе народного творчества, которое, благодаря профессиональным художникам и деловым людям в начале XX века трансформировалось в профессиональное декоративное искусство: дымковская игрушка, филимоновская игрушка, оренбургский пуховый платок, палехская миниатюра, абашевская игрушка, хохлома, гжель, хлудневская игрушка.

Кухня

Н. И. Костомаров описал русскую кухню в «Очерке домашней жизни и нравов великого русского народа в XVI и XVII столетиях». Он отметил, что русская кухня в XVI и XVII веках основывалась на обычаях, а не искусстве, а её кушанья были просты и неразнообразны. Из-за обычая соблюдать посты стол делился на скоромный и постный. Блюда приготовлялись из мучных, молочных, мясных и растительных припасов. Хлеб употреблялся преимущественно ржаной (само слово «хлеб» означало ржаной). К ржаной муке могла примешиваться ячменная. Из пшеничной муки приготовлялось лакомство — калачи. Соль в мучные изделия не добавлялась. Обычной едой простого народа было толокно, приготовлявшееся из овсяного зерна методом частичной варки с последующим размолом. Из теста на ржаной или пшеничной муке готовили пироги (пряженые или подовые). Начинка пирогов была мясная, рыбная, творожная, ягодная. В начинку добавляли кашу, лапшу, яйца, грибы. Пекли также сдобный хлеб — каравай. Другие печные изделия: курник, оладьи, котлома, блины, хворост, тестяные шишки, левашники, перепичи, орешки.

Щи
Щи

Основу питания большинства населения (крестьян) составляли зерновые и овощи, из которых готовились соленья, супы, каши и хлебобулочные изделия. Из ржаной, гороховой, и овсяной муки готовили кисели, причём, сладкие (современные) кисели появились лишь позднее в приходом с русскую кухню картофельного крахмала.

Традиционным является разнообразие супов, среди которых наиболее известными являются щи, борщ, рассольник, солянка, калья, уха, ботвинья и окрошка.

Традиционной русской приправой и молочным продуктом является сметана, которой заправляют супы и салаты. Другим русским молочным продуктом является творог, из которого готовятся сырники.

Как и в других христианских странах, большое влияние на кухню оказала церковь, так как более половины дней в году были постными, когда определённые категории продуктов были запрещены. Именно поэтому в русской национальной кухне преобладают грибные и рыбные блюда, кушанья из зерна, овощей, лесных ягод и трав.

Овощи едят не только в сыром виде, но и варёными, пареными, печёными, квашеными, солёными, мочёными и маринованными.

Разнообразие каш базируется на многообразии зерновых культур, растущих в России. Причём из каждого вида зерна делается несколько сортов круп — от целых до дроблёных различными способами.

Традиционно на Руси мясо в приготовлении пищи использовалось крайне незначительно вплоть до XVII века. Так как блюда в основном приготовлялись в печи, практически отсутствовало жарение, а превалировали варка, тушение, томление, запекание.



RWJ about Russia Part3/6

Сборка эпизодов популярного шоу "=3", с участием России и постСССР. Автор: Ray William Johnson.
8:47 мин.

Видео «Россия»


  • Russian to English Russian to German Russian to French Russian to Spanish Russian to Italian Russian to Japanese

Информация на сайте из открытых источников. Основа ВикипедиЯ. | Пожалуйста, внимательно прочитайте эту страницу!