Каталог статей /

Внешняя политика Украины :: Начало 2005 — середина 2006

Внешняя политика Украины · Начало 2005 — середина 2006 · Украина и Румыния · Украина и Белоруссия · Украина и Ирак · Посредничество в Киргизии · Украина и Польша · Середина 2006—2007 · 2008—2012 · Близкие статьи · Примечания · Источники информации ·


В правительстве Юлии Тимошенко внешнюю политику определяли, в первую очередь,

  • вице-премьер Украины по вопросам европейской интеграции Олег Рыбачук (в сентябре 2005, после отставки Тимошенко, назначен госсекретарём Украины — начальником Секретариата президента Украины),
  • министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк (сохранил свой пост при смене кабинетов в сентябре 2005 и августе 2006). В августе 2006, после очередной смены Кабинета министров, Борис Тарасюк заявил, что если кабинет министров Виктора Януковича совершит «кардинальный поворот во внешней политике» и, в частности, откажется от идеи вступления Украины в НАТО, то он подаст в отставку. В конце 2006 Виктор Янукович сам отправил Бориса Тарасюка в отставку.

Евроинтеграция

ЕС

Подробнее: Украина и Европейский союз

Борис Тарасюк заявил сразу же после своего назначения, что первоочередной целью Украины является получение статуса страны с рыночной экономикой, подготовка соглашения о зоне свободной торговли с ЕС и вступление во Всемирную торговую организацию. По его мнению, путь в Евросоюз проходит через НАТО, но руководство страны должно учитывать и общественное мнение.

Президент Ющенко, выступая перед студентами Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, заявил в этой связи: «Все понимают, что без национального референдума никто не пойдёт в НАТО, никто не пойдёт в Европейский Союз, никто не пойдёт в любой международный институт, которому необходим акцепт населения».

21 февраля 2005 Украина и Евросоюз подписали трёхлетний план действий по приближению Украины к стандартам европейских стран. Этим документом были предусмотрены 270 неотложных мер, которые украинская сторона должна осуществить при проведении реформ. В первую очередь это вступление в ВТО, а также усиление роли органов, отвечающих за обеспечение демократии и верховенства права. Особый упор был сделан на обеспечение демократичности предстоящих в 2006 году парламентских выборов, гарантии свободы слова, проведение налоговой реформы и улучшение инвестиционного климата.

1 декабря 2005 года Евросоюз заявил, что признаёт Украину страной с рыночной экономикой.

6 апреля 2006 года на сессии Европарламента в Страсбурге была принята резолюция, в которой Европарламент призвал Еврокомиссию начать переговоры с Украиной об ассоциированном членстве в ЕС.

НАТО

Взаимоотношения Украины и НАТО официально были установлены в 1991 году, когда Украина после получения независимости присоединилась к Совету североатлантического сотрудничества, позднее переименованному в Совет евроатлантического партнёрства. Несколько лет спустя, в 1994 году, государство присоединилось к «Партнёрству ради мира» и вскоре продемонстрировало готовность участвовать в системе евроатлантической безопасности, поддержав операции НАТО на Балканах в 1990-х. (Согласно заявлению советника президента США Энтони Лейка во время визита Клинтона на Украину в 1995 году, "украинский президент Кучма приветствовал «эволюционное расширение» НАТО к границам бывшего Советского Союза".) В 1997 году взаимоотношения Украины и НАТО перешли на качественно новый уровень. Наряду со встречами Украины и НАТО на уровне Североатлантического совета, встречами с отдельными органами НАТО, взаимными визитами на высшем уровне и механизмами военной кооперации для максимально продуктивного развития взаимоотношений была создана Комиссия Украина-НАТО, которая должна была собираться не менее 2 раз в год и Центр информации и документации НАТО в Киеве. С принятием в ноябре 2002 года Плана действий НАТО-Украина, который поддерживал украинские реформы на пути евроатлантической интеграции взаимоотношения ещё более укрепились и в рамках этого плана стали разрабатываться ежегодные Целевые планы Украина-НАТО.

21 апреля 2005 в Вильнюсе в рамках неформальной встречи глав МИД стран НАТО прошло заседание комиссии «Украина-НАТО», открывшее новый этап в отношениях Украины с альянсом — «интенсивный диалог», который призван был стать первым шагом на пути вхождения Украины в НАТО. Глава МИД Украины Борис Тарасюк заявил после встречи, что «к 2008 году Киев завершит все реформы, необходимые для вступления в альянс».

Во время первого официального визита президента Виктора Ющенко в США президент Джордж Буш заявил: «Я являюсь сторонником идеи членства Украины в НАТО». А в совместном официальном заявлении президентов Украины и США было сказано, что Вашингтон поддерживает предложение о начале интенсивного диалога о присоединении Украины к Плану действий относительно членства в НАТО.

Ещё при президенте Кучме, 6 апреля 2004, был принят закон о свободном доступе сил НАТО на территорию Украины. А 9 июля 2002, в рамках программы «Партнёрство во имя мира», Украина и НАТО подписали меморандум о поддержке операций НАТО со стороны Украины.

«За время моей работы председателем администрации президента Кучмы не было сделано ни одного реального шага по вступлению Украины в НАТО. Была политика маневрирования во время, когда Украине угрожала международная изоляция. Тогда были осуществлены действия, которые устанавливали политический баланс между Востоком и Западом, но ни одного реального шага, как это было в действиях „помаранчевых“ в 2005 году, на вступление в НАТО не было» (В. В. Медведчук в программе «Иду на Вы» на телеканале «1+1» 06.03.2006).

Тогда Украина, сделав два шага вперёд, сделала и шаг назад — в июле 2004, в преддверии президентских выборов, чтобы успокоить Россию, Кучма выпустил указ, в котором говорилось о том, что вступление в НАТО больше не является целью страны — необходимо лишь «существенное углубление отношений с НАТО и ЕС как гарантами безопасности и стабильности в Европе».

В апреле 2005 Виктор Ющенко вернул упоминание о стратегической цели Киева — «полноправном членстве в НАТО и Европейском союзе» — в военную доктрину Украины. Новый текст звучал так: «Исходя из того, что НАТО и ЕС являются гарантами безопасности и стабильности в Европе, Украина готовится к полноправному членству в этих организациях». Как и в прежнем варианте, задача «глубокого реформирования оборонной сферы государства в соответствии с европейскими стандартами» называлась «одним из важнейших приоритетов внутренней и внешней политики».

  • Экс-глава Комитета Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности и обороны Г. К. Крючков: «О характере сотрудничества [Украины] с НАТО красноречиво говорит и такой факт. За период с 1 октября 2001 года по 1 ноября 2005 года воздушное пространство Украины пересекали в рамках выполнения заданий международными силами содействия безопасности в Афганистане 3686 раз боевые самолёты США. За предоставленное Украиной аэронавигационное обслуживание самолётов были выставлены счета США на сумму 5752347 долларов. Американцы не уплатили ни цента. Вот вам и „стратегическое партнёрство“».

20 января 2006 в Будапеште по итогам встречи министров обороны восточноевропейских стран-членов НАТО — Венгрии, Чехии, Польши и Словакии (в которой участвовал министр обороны Украины Анатолий Гриценко) — было объявлено, что эти государства готовы поддержать вступление Украины в НАТО. Как было заявлено, необходимым условием для этого должна быть поддержка этого шага украинским обществом и достижение внутренней стабильности на Украине.

27 апреля 2006 на встрече министров иностранных дел стран НАТО представитель генерального секретаря НАТО Джеймс Аппатурай заявил, что все члены альянса поддерживают скорейшую интеграцию Украины в НАТО. Россия, со своей стороны, выразила обеспокоенность этим развитием событий. Как заявил официальный представитель российского МИДа Михаил Камынин, «де-факто речь пойдёт о серьёзном военно-политическом сдвиге, затрагивающем интересы России, который потребует значительных средств на соответствующую переориентацию военных потенциалов, реорганизацию системы военно-промышленных связей. Могут быть затронуты договорённости в сфере контроля над вооружениями».

Отношение населения Украины

Отношение населения Украины к вступлению в НАТО по данным общеукраинских опросов общественного мнения:

Дата Отношение Агентство
За Против
2011.04 25% 60 % IFAK Ukraine
2012.04 15% 62 % фонд "Демократические инициативы"
2012.10 19% 66 % группа Рейтинг
2013.01 20% -- фонд "Демократические инициативы" и Центр Разумкова
2013.05 25% 43 % Институт Горшенина
2013.10 20% 66 % Социологическая группа «Рейтинг»
2014.03 44% 47 % "1+1"
2014.04 36% 48 % Центр Разумкова и социологическая группа «Рейтинг»
2014.05 37% 42 % Центр Разумкова
2014.06 47 % 36 % Институт Горшенина
2014.06 41 % 40 % Центр Разумкова

Украина — США

Соединённые Штаты входят в первую пятёрку торговых партнёров Украины и находятся на втором месте по объёмам прямых зарубежных инвестиций. По данным Госкомстата Украины, в 2005 году товарооборот между Украиной и США составил 2233 млн долл. США, а прямые американские инвестиции — 1225 млн. На конец 2005 года на украинском рынке работало свыше 1300 компаний с американским капиталом.

Экс-премьер-министр Валерий Пустовойтенко свидетельствовал об украинско-американских отношениях: "в 1995–1999 годах была очень активная фаза работы между нашими странами. Я несколько раз был с официальным визитом в Вашингтоне и это были встречи на самом высоком уровне. Прием был просто шикарный – с тем же Биллом Клинтоном, с его женой моя жена встречалась, с вице-президентом Гором. Гор приезжал сюда на Чернобыльскую АЭС".

В начале апреля 2005 Виктор Ющенко посетил с пятидневным визитом США. На Украине этот визит характеризовали как «исторический» и «триумфальный». Первый после обретения страной независимости визит украинского лидера за океан вывел её отношения с Америкой на качественно новый уровень.

В первый же день визита Ющенко провёл переговоры с президентом США Джорджем Бушем, по их итогам подписано совместное заявление «Повестка нового века для украинско-американского стратегического партнёрства». В нём сказано, что США поддерживают предложение официально пригласить Украину к участию в «расширенном диалоге» по вступлению в НАТО. Официально этот вопрос может быть решён только в декабре 2005 года, во время саммита НАТО в Брюсселе.

В то же время США оставили без ответа просьбу Украины поспособствовать её вступлению в ЕС, считая это чисто европейским вопросом. Буш также поддержал планы Украины вступить в ВТО уже в 2005 году.

Буш и Ющенко объявили и о начале энергетического диалога, цель которого — «диверсифицировать источники обеспечения Украины энергией, снизить её энергетическую зависимость и стимулировать конкуренцию в энергетических секторах [стран] Евразии».

Президенты договорились изучить возможности сотрудничества американского и украинского ВПК в разработке систем противоракетной обороны (ПРО).

Наконец, было заявлено, что США и Украина будут сотрудничать в деле мирного разрешения конфликтов в Грузии и Молдавии и продвижении демократии «в таких странах, как Беларусь и Куба».

Как национального героя встретили Ющенко в Конгрессе США. Ющенко выступил перед полным составом двух палат конгресса с речью, которая продолжалась 40 минут. В ней он заверял, что новая Украина разделяет евроатлантические ценности, и убеждал, что вступление его страны в ЕС и НАТО «укрепит стабильность во всём стратегически важном для США регионе — от Варшавы до Тбилиси и Баку». Кроме чешского президента Вацлава Гавела, ни один восточноевропейский политик, включая российских лидеров, не удостаивался чести выступить перед двумя палатами конгресса.

Конгресс США встретил почти все озвученные Ющенко инициативы с энтузиазмом. Выступление прерывалось аплодисментами 28 раз. При этом восемь раз зал вставал и устраивал ему овации. Ющенко поблагодарил Конгресс за поддержку вековой борьбы Украины за независимость и недавней «оранжевой революции».

Высокие почести и беспрецедентный уровень приёма гостя обеспечили влиятельные организации украинской диаспоры, которые к приезду Ющенко объединились в рамках специального оргкомитета.

Тысячи людей с оранжевой символикой встречали украинского президента у входа в Джорджтаунский университет, где он прочитал лекцию, и в Бостоне, возле Библиотеки им. Кеннеди, где дочь и младший брат Джона Кеннеди вручили украинскому президенту специальную премию «За мужество».

Масштабнейшая украинская акция была организована в Вашингтоне у памятника Тарасу Шевченко, открытому в 1964 году как символ будущей независимости Украины от СССР. На встречу с Ющенко в Вашингтон приехали тысячи украинцев из всех американских штатов.

17 февраля 2006 после девяти лет напряжённых переговоров США присвоили Украине статус страны с рыночной экономикой, который Россия и Казахстан получили ещё в 2002 году. Евросоюз присвоил Украине рыночный статус 21 декабря 2005 года.

6 марта 2006 Украина подписала с Соединёнными Штатами протокол о взаимном доступе на рынки, в частности, об отмене пошлин на торговлю разными видами техники и оборудования, что должно значительно ускорить вступление Украины в ВТО.

18 ноября 2005 года сенат США поддержал отмену для Украины поправки Джексона-Вэника. 9 марта 2006 года действие поправки Джексона-Вэника в отношении Украины отменила палата представителей конгресса США, после чего произошло повторное переутверждение сенатского решения (необходимость чего была обусловлена процедурными причинами), а с подписанием законопроекта президентом США он вступил в силу.

Украина — Россия — ЕЭП — СНГ

Подробнее Внешняя политика России

По мнению президента Ющенко, которое он высказал 17 апреля 2005, у Москвы и Киева есть три главные проблемы: Черноморский флот РФ, вопросы границ и развитие сотрудничества в энергетической сфере.

По заявлению вице-премьера Украины по вопросам европейской интеграции Олега Рыбачука, сделанному сразу же после назначения, Украина не намерена отказываться от сближения с Россией в смысле снятия торговых барьеров, но принципиально поменяет политику в отношении России: «Мы станем двумя народами, каждый из которых отстаивает свои интересы… Мы будем говорить с Москвой на равных. Это показал первый президентский визит Ющенко в Россию. Надо сказать россиянам: мы ваши партнёры, но намерены делать только то, что нам выгодно». Что касается Единого экономического пространства, то если документы о создании ЕЭП будут противоречить конституции Украины и стратегическому курсу на евроинтеграцию, Украина откажется их исполнять. Последнее время всё чаще звучат заявления из госструктур Украины, о том что они не признают границ Российской Федерации. В частности требуют им вернуть Белгородскую область, которая якобы входила в состав Украины.

Черноморский флот

Черноморский флот Российской Федерации является частью Черноморского Флота СССР и временно базируется на территории Украины в соответствии с целым рядом межправительственных договоров, заключённых в 1991—1997.

Постоянная дислокация иностранных военных баз на территории Украины запрещена украинской конституцией, (хотя согласно п.14 Переходных положений Конституции Украины, использование существующих военных баз на территории Украины для временного пребывания иностранных воинских формирований возможно на условиях аренды в порядке, определённом международными договорами Украины), поэтому срок пребывания ЧФ России на украинской территории ограничен и, по изначальным договорённостям, истекал бы в 2017 году. Стоимость аренды занимаемой территории и объектов составляет 97 млн долларов в год и с 1997 засчитывается в счёт погашения госдолга Украины перед Россией за газ, нефтепродукты и расщепляющиеся материалы. Ещё почти столько же (более 100 млн долл.) идёт на финансирование жизнедеятельности флота, а значит, и поддержку инфраструктуры украинских населённых пунктов, где он дислоцирован. В апреле 2010 года в Харькове заключены договоры, предусматривающие сохранение базы российсого флота в Севастополе до как минимум 2042 года и скидки для Украины на российский газ.

При этом существует несколько неурегулированных имущественных вопросов, связанных с тем, что ЧФ РФ занимает и использует ряд объектов, не включённых в договоры аренды. Украинская сторона рассматривает их как свою собственность, руководствуясь межправительственными договорами о разделе имущества СССР.

Министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк в начале 2005 г. после своего вступления в должность заявил, что не думает, что пребывание в Крыму Черноморского флота (ЧФ) мешает европейской интеграции Украины, поскольку в ЕС и НАТО этот вопрос считают проблемой двусторонних отношений Украины и России. Обязательства Украины, касающиеся Черноморского флота, будут выполнены — но то же самое должна сделать и Россия.

Однако уже 17 апреля 2005 г. президент Украины Виктор Ющенко заявил, что статус Черноморского флота России в Севастополе нуждается в пересмотре, в то время как Борис Тарасюк сделал ещё более ясное заявление: пребывание российского флота в Севастополе, которое, согласно договорённостям, ограничено 2017 годом, продлеваться не будет. Тогдашний глава Службы безопасности Украины Александр Турчинов высказал мнение, что пребывание Черноморского флота России на украинской территории противоречит национальным интересам Украины. В середине мая 2005 г. Виктор Ющенко пообещал провести инвентаризацию всего украинского имущества, арендуемого ЧФ РФ, высказав при этом предположение, что реальная рыночная арендная плата может быть намного выше ранее установленной.

Ющенко считает, что необходимо также урегулировать вопрос собственности на «объекты береговой навигации, 70 земельных участков» и «более чем 170 объектов недвижимости», используемых российским флотом.

В декабре 2005 г. Украина объявила о необходимости проведения инвентаризации всех объектов, используемых российским ЧФ. Эти действия совпали по времени с обострением конфликта между Россией и Украиной в отношении цен на российский газ, поставляемый на Украину (ПодробнееГазовый конфликт между Россией и Украиной 2005—2006 года), хотя официальный Киев отказывался признавать наличие здесь какой бы то ни было связи.

13 января 2006 г. руководство ВМФ России обвинило Украину в захвате ялтинского маяка, используемого ЧФ. Главком ВМФ Владимир Масорин назвал события в Ялте провокацией, недружественным актом и нарушением соглашений по Черноморскому флоту, согласно которым, как заявил Масорин, ялтинский маяк является объектом ЧФ России.

МИД России потребовал немедленных разъяснений. В ответ Украина назвала российские обвинения Москвы дезинформацией, подчеркнув, что, в соответствии с межгосударственным договором 1993 года, все объекты бывшего СССР на территории Украины Россия признала собственностью Украины. Кроме того, по заявлению Украины, объекты навигационно-гидрографического назначения в список объектов, арендуемых ЧФ РФ (приложение № 2 и № 3), не включены и не существует никаких дополнительных соглашений о передаче их во временное пользование российской стороне. Военные формирования ЧФ РФ — и, в частности, его Гидрографическая служба — никоим образом не уполномочены обеспечивать безопасность мореходства в территориальных водах Украины, что, по мнению Украины, дополнительно подтверждает противозаконность удержания ими объектов навигационно-гидрографического обеспечения, а попытки ЧФ РФ взять на себя такие задачи граничат со вмешательством во внутренние дела Украины как суверенной державы.

По заявлению Украины, юридически её собственность на маяки закреплена договором 1993 года, хотя фактически они находятся под контролем ЧФ РФ. Украинская сторона также указывала на неправомерность патрулирования украинских территорий, прилегающих к местам дислокации ЧФ, вооружёнными военными патрулями иностранных ВС, а также размещения информационных указателей «территория РФ» в местах дислокации ЧФ.

Развитие событий напоминало похожее российско-украинское противостояние 2003 года из-за Тузлинской косы в Керченском проливе, когда спор из-за острова площадью 3 км едва не перерос в военное столкновение. В декабре 2003 года потребовалось «вмешательство» российского президента Владимира Путина, чтобы совместно с Леонидом Кучмой разрешить конфликт вокруг Тузлы.

Единое экономическое пространство

В апреле 2005, комментируя отношение к России и планам создания Единого экономического пространства (ЕЭП), президент Ющенко отметил, что «Украина поддерживает создание зоны свободной торговли с членами этой организации, но не допустит девальвации своего фискального, таможенного и бюджетного суверенитетов».

7 апреля 2005 на Первом интеграционном форуме по Единому экономическому пространству (ЕЭП) с участием министров экономики четырёх стран-участниц — Украины, России, Беларуси и Казахстана — министр экономики Украины Сергей Терёхин объявил, что Украина будет настаивать на пересмотре базового соглашения по формированию ЕЭП, подписанного в 2003 году. Согласно тексту соглашения, после поэтапной отмены ограничений в торговле, что должно было произойти до 2012 года, планировалось создание наднациональных органов, которые бы проводили скоординированную экономическую политику.

Как заявил Сергей Терёхин, Украина будет настаивать, чтобы уже в ближайшее время все четыре страны создали «зону свободной торговли без ограничений и изъятий», то есть отменили все квоты и пошлины. Если же тарифные ограничения не будут сняты до конца 2005 года, Украина может вообще выйти из ЕЭП. «Украина рассматривает своё участие в ЕЭП только в формате создания зоны свободной торговли и условий для перемещения капитала, услуг и рабочей силы», — заявил Терехин.

В конце августа 2005 на саммите глав стран — участников Соглашения по формированию Единого экономического пространства Виктор Ющенко подтвердил, что украинское руководство считает возможным подписать лишь 15 документов, регламентирующих создание зоны свободной торговли. Остальные документы по ЕЭП, в которых речь идёт о создании наднационального тарифного органа и таможенного союза, Киев не устраивают.

Отношение к СНГ

После визита Виктора Ющенко в США (2005) украинский МИД поставил под сомнение целесообразность существования СНГ. «Возложенные на СНГ во время его создания задачи на сегодня в целом выполнены», — считает украинский МИД.

Впервые на официальном уровне этот тезис прозвучал в феврале 2005, когда министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк назвал СНГ «несерьёзной структурой» и напомнил, что формально Украина не является членом Содружества, поскольку не подписывала устав этой организации. После этого в Киеве стали обсуждать вопросы о роспуске СНГ и о возрождении ГУУАМ.

21 апреля 2006 Борис Тарасюк, участвовавший в заседании Совета глав МИД стран СНГ в Москве, предложил внести в повестку дня заседания вопрос о признании Голодомора 1932—1933 годов актом геноцида украинского народа. Глава МИД России Сергей Лавров, однако, заявил, что «обсуждение этого вопроса уже проходило в узком составе, но консенсуса не было достигнуто», а поэтому «последствия коллективизации во времена СССР должны рассматривать историки». Внесение этого вопроса в повестку заседания помимо Украины поддержали члены ГУАМ — Грузия, Молдавия и Азербайджан, против высказались Россия, Беларусь, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан, воздержались Армения, Туркмения и Казахстан.

В связи с этим Борис Тарасюк заявил, что СНГ «показало свою неэффективность» и «не имеет перспективы в будущем» в нынешнем формате, поскольку «СНГ не реагирует на ситуации, являющиеся наиболее чувствительными для стран-участниц СНГ».

Комментируя позицию России, Борис Тарасюк заметил, что Россия, с одной стороны, пытается утвердить себя как государство-правопреемник СССР, а с другой стороны — «отказывается брать на себя ответственность за те преступления, которые совершала страна, правопреемницей которой она является».

Разграничение Азово-Керченской акватории

Между Россией и Украиной продолжаются переговоры экспертных групп по разграничению Азово-Керченской акватории и Чёрного моря.

МИД Украины считает позицию России по размежеванию Керченского пролива неправовой. Россия отказывается делить Керченский пролив по бывшей внутрисоветской административной границе, потому что в этом случае она теряет контроль над двумя третями Керченского пролива, что влечёт политические издержки. В настоящий момент формальный контроль над судоходной частью Керченского пролива остаётся за Украиной, однако российские суда не обязаны платить навигационные сборы.

Украина обвиняет Россию в двойных стандартах, напоминая, что межгосударственной российско-эстонской границей в Нарвском и Финском заливах была признана по настоянию России именно бывшая внутрисоветская административная граница. Украина настойчиво требует поделить Керченский пролив аналогичным образом, в соответствии с международным правом.

Украина — ГУУАМ — СДВ

Активизация ГУУАМ (ГУАМ)

Виктор Ющенко почти сразу же после вступления в должность начал акцентировать внимание на развитии «зоны ГУУАМ», заявляя, что Киев готов к роли нового регионального лидера. В этом его поддерживают президент Польши Александр Квасьневский и новый румынский президент Траян Бэсеску, а также организация ОБСЕ и США.

Процесс активизации сотрудничества в рамках ГУУАМ начался в феврале-марте 2005 на уровне двусторонних встреч между лидерами Украины, Грузии и Молдавии. В начале марта, в преддверии парламентских выборов в Молдавии, Михаил Саакашвили побывал в Кишинёве, а до этого молдавский президент Владимир Воронин приехал в Киев, где подписал совместное заявление об украинско-молдавском сотрудничестве. По мнению московских политологов, Украина, Грузия и Молдавия нашли в лице ГУУАМ формальное политическое прикрытие для «дружбы против» России.

В мае 2005 Узбекистан официально заявил о своём выходе из ГУУАМ, и теперь организацию именуют просто ГУАМ. Виктор Ющенко, однако, не отказывается от намерения создать более широкую региональную организацию за счёт привлечения к работе ГУАМ других постсоциалистических и постсоветских государств — в частности, Польши, Румынии и Литвы.

Как ещё один шаг в этом направлении можно рассматривать международный экономический форум, состоявшийся 16 — 17 июня 2005 в Киеве с участием президентов Украины, Польши, Литвы, Молдавии, Эстонии, Грузии и Азербайджана, а также представителей около 200 коммерческих фирм. Заявленная цеь форума — привлечение зарубежных инвестиций на Украину. Президент России Путин отказался от участия в форуме.

В сентябре 2006 Виктор Ющенко, побывав с визитом в Азербайджане, предложил услуги Украины в качестве посредника в урегулировании карабахского конфликта. При этом он изначально заявил, что урегулирование должно основываться на признании Нагорного Карабаха частью Азербайджана, и потребовал вывода с территории Азербайджана армянских «оккупационных» сил.

Азербайджан рассматривается Украиной как один из возможных источников энергоресурсов (нефти), который мог бы ослабить энергозависимость Украины от России. Пока, однако, предложения о поставках на Украину азербайджанской нефти на практический уровень не перешли.

Урегулирование в Приднестровье

В апреле 2005, выступая в Польше, президент Ющенко заявил, что Украина намерена стать региональным лидером на постсоветском пространстве. Первый шаг здесь — помощь в разрешении конфликта в Приднестровье.

Намётки своего плана по его урегулированию президент Украины представил 22 апреля в Кишинёве на саммите ГУУАМ. Он включает:

  • создание в Приднестровье условий для развития гражданского общества,
  • проведение по международным стандартам свободных многопартийных парламентских выборов,
  • размещение в зоне конфликта нового миротворческого контингента с украинским участием,
  • международные инспекции приднестровских предприятий ВПК и
  • мониторинг приднестровского участка молдавско-украинский границы с помощью сил спецмиссии ОБСЕ.

По мнению Ющенко, урегулирование проблемы Приднестровья должно осуществляться через проведение «прямых и демократических выборов» в Верховный совет ПМР.

В мае 2005 в украинском городе Винница состоялись консультации по проблеме Приднестровья с участием представителей Молдавии, Приднестровья, России, Украины и миссии ОБСЕ, на которых были рассмотрены инициативы Виктора Ющенко.

Согласно новому плану, до августа 2005 парламент Молдавии должен принять закон об особом статусе Приднестровья, по которому региону оставляют флаг, герб и три государственных языка — русский, украинский и молдавский. В случае если Молдавия перестанет быть самостоятельным государством, Приднестровье сможет выйти из её состава. К ноябрю ПМР под контролем международных наблюдателей должна провести досрочные выборы в парламент, а Молдавия обязуется признать их результаты. Затем Молдавия и Приднестровье при участии России, Украины и ОБСЕ проводят разграничение полномочий между сторонами в рамках закона о статусе Приднестровья. Молдавия подписывает международный договор, обязывающий её исполнять закон о Приднестровье. Гарантами являются Россия, Украина, ОБСЕ и — возможно — ЕС и США.

Эти инициативы выгодны в первую очередь для ПМР — в документе учтены почти все требования её руководства. «План Ющенко» допускает прямое общение представителей мирового сообщества с ПМР без участия Молдавии. Документ не содержит требований вывода российского воинского контингента с территории ПМР, на котором настаивает Молдавия. После этого активных действий для урегулирования проблемы Приднестровья украинская сторона не предпринимала.

Содружество демократического выбора

2 декабря 2005 в Киеве состоялся международный форум, на котором было учреждено Содружество демократического выбора (СДВ) — «сообщество демократий балто-черноморско-каспийского региона».

Содружество демократического выбора объединило государства балтийско-черноморско-каспийского региона — Украину, Молдавию, Латвию, Литву, Эстонию, Польшу, Словению, Македонию, Румынию и Грузию.

Впервые идея создания «коалиции, объединяющей бывшие республики, в которых людям удалось сбросить власть путём народных восстаний», была озвучена министрами иностранных дел Грузии (Саломе Зурабишвили) и Украины (Борисом Тарасюком) 31 марта 2005, когда они посетили Киргизию в качестве посредников по улаживанию отношений между отстранённым от власти президентом Аскаром Акаевым и новыми властями.

Состав новой коалиции ещё не был оформлен на бумаге, и у неё имелось только рабочее название — «Демократический выбор». Основателями организации выступали Украина и Грузия — страны, пережившие мирные революции. Предполагалось, что членами «Демократического выбора» станут все постсоветские республики, где оппозиция придёт к власти при поддержке народа, вышедшего на улицы. «Опыт Грузии и Украины сводится к тому, что мы смогли преодолеть внутриполитический кризис и сумели организовать передачу власти мирным путём», — пояснил министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк. Третьим членом этой организации Тарасюк предложил стать Киргизии после нормализации ситуации в Бишкеке. «После легитимного процесса становления власти можно будет рассмотреть вопрос о её присоединении», — пояснил он.

Официальные цели нового объединения не объявлялись. Известно было лишь, что коалиция намерена поддерживать оппозицию в других государствах и «напоминать государствам-партнёрам о необходимости соблюдать демократические принципы». При этом организаторы коалиции всячески избегали словосочетания «экспорт революции». «Революции невозможно экспортировать, — говорилось в совместном обращении Ющенко и Саакашвили к киргизскому народу, которое привезли в Бишкек главы МИД. — В наших трёх государствах выборы были лишь поводом, последней каплей, которая переполнила чашу терпения народа и подтолкнула его к борьбе за свободу и демократию».

И вот 2 декабря 2005 в Киеве прошёл учредительный форум «Содружества демократического выбора» («сообщества демократий балто-черноморско-каспийского региона»).

В одобренной на форуме Декларации стран Содружества демократического выбора говорится, что его участники стремятся к Европе без разделительных линий, нарушений прав человека, «замороженных» конфликтов, какого-либо духа конфронтации, они намерены тесно сотрудничать для достижения прочного мира, демократии и процветания на европейском континенте, взаимодействовать ради развития и укрепления демократии, признавая, что разные страны, находящиеся в поле зрения Сообщества демократического выбора, находятся на разных этапах демократического развития.

По сообщениям СМИ, Виктор Ющенко направил Владимиру Путину приглашение персонально принять участие «в качестве наблюдателя» в этом форуме. Однако планы создания СДВ с самого начала вызвали в России негативную реакцию, поскольку его возникновение может ускорить распад СНГ на два лагеря — пророссийский и антироссийский. В декларации о создании организации государств Балто-Черноморско-Каспийского региона, подписанной ранее Виктором Ющенко и Михаилом Саакашвили, говорилось, что главной её целью является способствование продвижению демократии в странах региона. Из контекста заявлений было понятно, что государствами, мешающими продвижению демократии, как раз и являются Россия и Белоруссия.

  • Russian to English Russian to German Russian to French Russian to Spanish Russian to Italian Russian to Japanese

Информация на сайте из открытых источников. Основа ВикипедиЯ. | Пожалуйста, внимательно прочитайте эту страницу!