Каталог статей /

Великий Северный железнодорожный путь

Великий Северный железнодорожный путь · Название · Великий Северный путь, вопросы освоения географического пространства, геополитика XIX—XX веков и в настоящее время · Предыстория · Примечания · Литература · Видео «Великий Северный железнодорожный путь»


Великий Северный железнодорожный путь — это общее название многочисленных вариантов неосуществлённого проекта железной дороги, соединяющей берег Баренцева моря с водными магистралями Западной Сибири с дальнейшим продолжением на восток до Татарского пролива. Проект возник в начале XX века. Причиной возникновения проекта была необходимость связать будущие промышленные районы в бассейне реки Печора и Обь с морскими портом в Мурманске или Архангельске. Со временем идея стала развиваться, и маршрут продолжили далее на юго-восток с целью освоения новых районов Сибири, расположенных значительно севернее Транссиба.

Сейчас трудно сказать, кто являлся автором проекта ВСП, хотя бы потому, что вариантов проекта было много. Но одним из самых последовательных сторонников проекта, энергичным организатором разработки его технико-экономического обоснования был художник А. А. Борисов

Северо-Сибирская железнодорожная магистраль: от XIX до XXI века. Суслов Виктор Иванович (апрель 2008)

Самым известным и обсуждаемым был проект Борисова А. А., который в первой его версии (1915 год) подразумевал маршрут Мурманск — Котлас — Обь, а в версии от 1928 года — маршрут Мурманск — Котлас — Обь — Сургут — Енисейск — Татарский пролив.

Борисов А. А. предлагал несколько вариантов маршрутов Великого Северного пути, при этом все они проходили через Котлас и пересекали реку Обь. Великий Северный железнодорожный путь по его замыслу должен был пересекать Обь примерно в 200—300 км ниже по течению от устья Иртыша, а далее идти через Сургут, Енисейск, северный берег Байкала и выходить к Татарскому проливу.

В 1916 году вопрос о строительстве железной дороги на Севере вновь ставится на обсуждение органов государственной власти и общественных организаций. На обсуждении в основном выносилось два направления: инженера В. Н. Вольтмана (Обь—Беломорская железная дорога) и художника А. А. Борисова (Обь — Котлас — Сорока с веткой от Котласа на Петроград под общим названием «Великий Северный железнодорожный путь». Трасса пути должна была протянуться от Оби через Котлас с Петроградом в Мурманск.

В ноябре-декабре 1931 года происходит отказ от проекта Великого Северного ж/д пути в пользу освоения восточной части Севморпути (восточнее Карского моря), а в 1934 году умирает его создатель Борисов А. А..

О судьбе второго борца за проект, профессора Виктора Михайловича Воблого, мне удалось узнать только то, что в 1930-х годах он принимал непосредственное и самое активное участие в строительстве Печорской железнодорожной магистрали, которую они с Борисовым считали одним из вариантов начала строительства Великого Северного железнодорожного пути. Дальнейшая его судьба мне неизвестна.

— Виктор Николаевич Ерёмин, кандидат исторических наук, член союза писателей России, в книге "Полярная магистраль" 2007 под редакцией Пашковой Т.Л., стр. 103



Северный морской путь

О северном морском пути от Баренцева моря до Берингова пролива, о судьбе каравана судов, затертых льдами в проливе ...
30:07 мин.

Видео «Великий Северный железнодорожный путь»


  • Russian to English Russian to German Russian to French Russian to Spanish Russian to Italian Russian to Japanese

Информация на сайте из открытых источников. Основа ВикипедиЯ. | Пожалуйста, внимательно прочитайте эту страницу!